Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

Для реализации образовательной деятельности в детском саду оборудованы 6 групповых комнат.  Созданная предметно-пространственная развивающая образовательная среда МДОАУ № 109 соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в ДОО обеспечивает реализацию  образовательной программы, разработанной в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

При проектировании предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательной организации учитываются особенности образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования к используемым парциальным образовательным Программам, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников ДОО, участников сетевого взаимодействия и пр.). Предметно-пространственная развивающая образовательная среда – часть образовательной среды, представленная в МДОАУ № 109 специально организованным пространством (помещениями МДОАУ, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии со Стандартом при создании предметно-пространственной развивающей образовательной среды в ДОУ учитываются цели и принципы Программы, возрастной и гендерной специфики для реализации основной образовательной программы. В соответствии со Стандартом предметно-пространственная развивающая образовательная среда в МДОАУ обеспечивает и гарантирует:

– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;

– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

– открытость ДОО и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

– создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ДОО, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в ДОО обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда в ДОО  не только развивающая, но и развивающаяся. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда ДОО обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности  с  учетом специфики информационной социализации детей: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда МДОАУ создана педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.

При проектировании пространства внутренних помещений ДОО, прилегающих территорий, предназначенных для реализации Программы, наполнении их мебелью, средствами обучения, материалами и другими компонентами руководствуемся следующими принципами формирования развивающей предметно-пространственной среда в МДОАУ:

- содержательно-насыщенная – включает средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

- трансформируемая – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;

- полифункциональная – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности

- доступная – обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе дети-инвалиды) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- безопасная – все элементы развивающей предметно-пространственной среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами и правилами пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.

При проектировании предметно-пространственной развивающей образовательной среды в МДОАУ учитывается целостность образовательного процесса в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном/физкультурном), созданы условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. На прилегающей территории (игровые участки, спортивная площадка, площадка ПДД) выделены игровые уголки для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.

Дети иметь возможность безопасного беспрепятственного доступа к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

В МДОАУ № 109 обеспечена доступность предметно-пространственной среды для воспитанников.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в ДОО обеспечивает условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья. Для  этого  в  групповых  и  других  помещениях  достаточно  пространства  для  свободного передвижения детей, а также выделены помещения (музыкальный/физкультурный зал, спортивная площадка), зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др.

Во всех возрастных группах имеется оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.

В МДОАУ имеется медицинский кабинет, в котором созданы условия для проведения диагностики состояния здоровья детей, медицинских процедур, коррекционных и профилактических мероприятий.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в ДОО обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда обеспечивать условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Для этого во всех возрастных группах и на участках детского сада и пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на игровых участках каждой возрастной группы находиться оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда МДОАУ обеспечивает условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены игровые уголки, оснащенные оборудованием, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, огород, уголок природы и др.). 

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда во всех возрастных группах обеспечивает условия для художественно - эстетического развития детей. Помещения ДОО и прилегающая территория оформлены с художественным вкусом; выделены игровые уголки, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.

В группах просматриваются следующие развивающие уголки:

"Уголок безопасности" основные задачи, которого формировать представления об опасных для человека ситуациях в природе и способа поведения в них. Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения. Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе. Формирование представлений о соблюдении необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами.

«Патриотические уголки» Основные задачи: формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Развивать познавательную активность и любознательность, стремление к исследованию в процессе изучения культуры родного города, Оренбургской области

«Уголки сюжетно-ролевых игр» Основные задачи: стимулирование активности ребенка в игровой деятельности, обогащение игровых навыков. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

«Уголок экспериментирования» Основные задачи: Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах, следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

«Уголок природы» Основные задачи: ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, природными явлениями и жизнью, деятельностью человека. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желание беречь ее.

«Уголок математического развития» Основные задачи: формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Развитие познавательной активности, самостоятельности, гибкости мышления.

 «Речевичок» Основные задачи: стимулирование и развитие речевой активности ребенка. Развитие всех компонентов устной речи. Развитие мелкой и крупной моторики. Умение манипулировать с предметами.

 «Книжный уголок» Основные задачи книжного уголка: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем мире. Развитие эмоционально-чувственной сферы на примерах литературных произведений. Ознакомление с грамматическими конструкциями связанной речи через восприятие народного произведения в любой форме (сказка, миф, легенда, сказ). Развитие представлений о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности, определяющие нормы поведения детей на основе литературных произведений. Воспитание культуры речи, речевого поведения, воспитание интереса к чтению.

 «Уголок творчества» Основные задачи: поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности. Формирование навыков изобразительной деятельности. Воспитание эстетических чувств. Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться. Формирование умений использовать различные материалы (природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения.

«Уголок театра» Основные задачи: формирование интереса к миру театра, театрализованным играм, обогащение игрового опыта детей, развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной сферы.

«Музыкальный уголок» Основные задачи: формирование интереса к музыке, знакомство с музыкальными инструментами. Поддержание и развитие у ребенка интереса к музыкальной деятельности. Воспитание эстетических чувств. Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.

«Спортивный уголок»  Основные задачи: удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Организация самостоятельной двигательной активности на основе использования накопленных знаний, средств и методов в области физической культуры. Ознакомление с нормами и правилами безопасности в двигательной деятельности. Развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность.

В МДОАУ созданы условия для информатизации образовательного процесса.

В музыкальном зале имеется стационарное интерактивное оборудование (интерактивная доска), мобильное для использования в групповых помещениях (интерактивный стол, проектор, ноутбук, экран на штативе). Компьютерно-техническое оснащение используется для:

–демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.;

– для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы;

– для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

– для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т. п.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда является доступной для всех обучающихся. Дети-инвалиды, посещающие дошкольное учреждение не имеют ограничений доступа во все помещения, где осуществляется образовательная деятельность. Все игры и игровой материал находятся в свободном доступе для детей. Педагоги внимательно следят за исправностью и сохранностью материалов и оборудования.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

Музыкальный зал предназначен для проведения занятий по музыке с группами детей всех возрастов и индивидуальной работы с детьми, а также проведения праздников, развлечений, спектаклей, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников.

Музыкальный зал предназначен для проведения музыкальных занятий с  детьми, в том числе для детей-инвалидов и индивидуальной работы, а также проведения праздников, развлечений, спектаклей, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников. В музыкальном зале в достаточном количестве имеются качественные музыкальные игрушки, инструменты, дидактические пособия. Представленное наличие театральных костюмов и атрибутов позволяет организовывать различные виды музыкально-художественной деятельности. Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям: музыкальный зал оснащен пианино, музыкальным центром, имеется ноутбук, интерактивная доска, интерактивный стол. Созданная развивающая музыкально-предметная среда не только позволяет успешно реализовать программу музыкального воспитания дошкольников, но и способствует реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей.

В музыкальном зале в достаточном количестве имеются качественные музыкальные игрушки, инструменты, дидактические пособия. 

 Представленное наличие театральных костюмов и атрибутов позволяет организовывать различные виды музыкально-художественной деятельности. 

Созданная развивающая музыкально-предметная среда не только позволяет успешно осуществлять музыкальное воспитание дошкольников, но и способствует реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей.

Наличие оборудованных библиотек

В соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ ст.18 в целях обеспечения реализации образовательной программы дошкольного образования МДОАУ № 109 в ДОУ сформирована библиотека. Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными учебными изданиями (включая учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемую образовательную программу дошкольного образования МДОАУ № 109 образовательным областям. Учебные издания, используемые при реализации образовательной программы дошкольного образования МДОАУ № 109, отвечают требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и соответствуют содержанию образовательной программы дошкольного образования МДОАУ № 109. Библиотека расположена в методическом кабинете, оснащена оборудованием, обеспечивающим свободный доступ к сети Интернет, работу с компьютером, принтером. Для педагогов МДОАУ № 109 обеспечен доступ к образовательным информационным системам и информационнотелекоммуникационным сетям. Деятельность библиотеки регламентируется нормативно-правовым актам «Положение о порядке бесплатного пользования образовательными, методическими и научными услугами педагогическими работниками МДОАУ № 109»

Ничего не найдено

Наличие оборудованных объектов спорта

Физкультурный зал в детском саду совмещён с музыкальным залом, он предназначен для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, праздников, физкультурных досугов, соревнований. Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений. Оборудование физкультурного зала включает спортивные тренажёры – беговые дорожки, велотренажёр, батут, разнообразный спортивный инвентарь и спортивные атрибуты для физического развития детей. Отделка всех помещений детского сада соответствует санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Для обеспечения разнообразной двигательной активности воспитанников в детском саду оборудована и функционирует спортивная площадка. Спортивная площадка предназначена для проведения занятий по физическому развитию, спортивных и подвижных игр, досуговых мероприятий.  Спортивная площадка оборудована спортивными сооружениями для лазания, метания, прыжков, бега, ползанья:., стенка для метания – 1 ед.,., бревно гимнастическое – 1 ед., баскетбольная стойка – 1 ед., Функциональное назначение объекта: проведение занятий по физическому развитию на открытом воздухе (в старшей и подготовительной к школе группах); проведение утренней зарядки (в теплое время года); спортивных праздников и развлечений на улице; проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) обучающихся.

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

 Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания. Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Доступ обучающихся к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в МДОАУ№ 109 - не предоставляется

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Электронные образовательные ресурсы

Доступ обучающихся к  электронным образовательным ресурсам в МДОАУ №109 не предоставляется

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie